Олег Березюк: «Сила в правде»
Глава парламентской фракции «Самопоміч» Олег Березюк о популизме, эволюционной смене власти и украинской государственности: «Я много езжу по стране и вижу: люди сейчас совсем другие – они помнят революционные события четырехлетней давности, сравнивая их с сегодняшним днем. А как же политики? Две трети из них, на самом деле, не изменились со времен Майдана. Они приняли Майдан как время, которое нужно пережить и продолжать творить прежние дела».

ПУТЬ В ПУСТЫНЕ

- Олег Романович, почему в обществе возник такой диссонанс?

- Это – часть эволюционного пути развития. Объясню свою точку зрения притчей: когда Моисей 40 лет водил людей по пустыне, те, кто знал рабство, исчезли не за одну ночь. Они уходили постепенно, вследствие эволюционных изменений. Если спросить о причинах путешествия Моисея длиной в несколько десятилетий, учащиеся старших классов никогда не отвечают, что за этот срок умерли все, знающие рабство. Дети говорят, что за этот срок родились те, кто его не знал!

Рабы – это «бурлаки на Волге», как на картине гениального художника Ильи Репина. Так что политики «старого образца» никогда не изменятся, они просто переживают этот период. Но главное, чтобы его пережили нация и государство, так как деструктивная роль таких политиков неимоверна.

- Насколько могут растянуться эти «40 лет»? 

- 40 лет есть 40 лет. Думаю, с точки зрения философии, мы идем невероятно успешным путем институционального развития. Прошло уже почти 28 лет, осталось 12. Растет свободное поколение, этим людям сейчас почти 30.

- Могут ли эти молодые люди не выдержать тягот пути, уехать из Украины?

- Да, часть уедет. Это связанный со свободой процесс. Когда-то мы сидели за «железным занавесом». Теперь люди могут позволить себе поехать учиться и работать за рубеж. При успешном развитии Украины у них остается шанс вернуться – физически или материально, либо с помощью выдающихся научных открытий. А главная задача постколониальных политиков – пересилив себя, сохранить государственные институты, чтобы людям было куда возвращаться.

ОГОНЬ В СТЕПИ

- В силах ли нынешние политики сохранить государственность Украины?

- За всю нашу новейшую историю еще не было такого долгого успешного периода развития институционной государственности. Но хоть наш путь и успешен, с точки зрения одной человеческой жизни происходящее сейчас в стране – трагедия. Поэтому роль государства – создать буфер, с помощь которого каждый человек, понимая свою миссию пережить этот период, мог бы это сделать легче. Государство с этим плохо, но справляется: оптимизирует свои расходы за счет людей. Например, в образовании: если в сельской школе есть класс с пятью учениками, субвенция на них не выплачивается, деньги идут только на зарплаты учителям. Государство вынуждает села закрывать такие школы, физически отнимая деньги у самых бедных учеников. А как дети станут учиться дальше, никого не волнует. При этом, у таможни деньги не забрали! Что, слабо перекрыть поток контрабанды? Видимо, да. А знаете, кому с 1 января дали скидку на аренду земли, поступления от которой шли в местные бюджеты? «Укрнафте» и «Укрзализнице»! Вот еще один пример, когда управляемое олигархатом государство не исполняет функций.

- Вы – специалист в области психологии. Почему мы позволяем такое с собой делать?

- Зрелость народа в том, что люди больше не молчат. Они показывают это очевидно и честно: за 10 лет в Украине произошло два крупных восстания. Это были природные волны народного возмущения - так как финансировалось, в основном, их подавление. И они были не из-за хлеба и воды. Но «мальчики-олигархи» успешно перехватывали власть.

- Акция «Украина против олигархов» не стала третьим таким восстанием…

- Это было «процессом перед процессом», подготовкой. Но знаете, как гасят огонь в степи? Огнем! Это очень интересная технология: направляют два фронта огня друг на друга, и они друг друга гасят. Тут было применено нечто подобное – обесценивание «зародыша» протеста путем индукции искусственного оплачиваемого протеста. Но общество меняется, поэтому постколониальная власть вынуждена тратить большие деньги, чтобы сохранить контроль.

- Затягивание со сменой состава ЦИК и принятием Избирательного кодекса – звенья той же цепи?

- Олигархическая система, являющаяся наследником колониальной, стремится себя сберечь. Но она рано или поздно погибнет. Среди протестующих на ул. Грушевского минувшей зимой были настоящие патриоты. Один из них спросил у меня: «Как думаете, насколько можно давить на власть, чтобы сохранить государство?» Как же нужно любить свою страну, чтобы задавать такие вопросы!.. Знаете, а ведь последнее полотно того же Ильи Репина – это «Гопак». Главный посыл картины: хочешь быть свободным – живи на грани.

ТОРГОВЛЯ НАДЕЖДОЙ


- Вы говорите, что у людей есть запрос на доверие новым политикам…

- Да, все хотят перемен к лучшему. И уже даже не слушают то, что несут политические «обезьяны», что лепят на билборды и обещают в рекламных роликах. Люди начинают рационально подходить к выбору.

- Что может сейчас предложить народу оппозиция?

- Правду. Сейчас политики, продав веру и любовь, пытаются торговать надеждой. Это нужно прекратить. Политикам не нужно верить, им следует доверять. Но если государство отбирает субвенцию на образование у села, отнимая будущее, и оставляет привилегии таможне – такому доверять не следует. Защищать себя и детей должны учителя. Кто же обязан им помочь? Мы, а не популисты, стремящиеся нравиться. Они говорят еще и о «новой политике мира». Но пусть вспомнят, что последняя колониальная война бывшего СССР закончилась в 1989 г., там гибли и украинские военные, часть стала инвалидами, о которых сегодня никто не заботится. Вот она, правда! Та, какую в ответ на предложение Сталина объединить Германию высказал своему народу первый послевоенный канцлер ФРГ Конрад Аденауэр. Он спросил у нации: «Вы хотите единства или свободы?». И здоровая нация выбрала свободу, а через 40 лет пришло настоящее единство. Так что не нужно говорить «миру мир», как было в 1919-1991 гг. Может, лучше вспомнить римлян, предупреждающих: «Si vis pacem, para bellum» («Хочешь мира – готовься к войне»)? Это ведь - тоже правда! На этом пути нам предстоит убедить западных партнеров, что Украина на стороне демократии, и, если сохранится, как государство – не будет Третьей мировой.

- А если правила игры внутри страны не изменятся?

- Перед принятием закона о выборах в местные органы власти президент Петр Порошенко говорил: есть 95% вероятности, что этого не произойдет. Но это случилось! Сейчас есть большая вероятность принятия Избирательного кодекса, где-то 80%. Но для этого нужно объяснить людям, что они снизу должны требовать таких перемен. В этом заинтересованы все: так складывается конъюнктура – политикам стало выгодно думать вместе с людьми.

- Что предлагает избирателям «Самопоміч»?

- Мы – партия республиканского образца. И понимаем, что как можно больше средств нужно давать общинам. А государству оставлять ровно столько, чтобы хватало на оборону и еще несколько функций. Это предусмотрено законом о бюджетной децентрализации, принятым после 2014 г. Но постколониальные «менеджеры» за 4 года обокрали людей: при объединении территориальных громад предполагалась инфраструктурная субвенция, около 1500 грн, сейчас выделяют где-то 100. Обворовали народ и через таможню, трансфертное ценообразование.

- Такие результаты работы могут послужить причиной отставки Кабмина?

- Нет, какой смысл? Все равно правительство до выборов останется «и. о.».

СЛОЖНЫЕ РЕШЕНИЯ

- Внутри Объединения «Самопоміч» идет самоочищение?

- Мы – свободная партия, каждый член которой может поступать согласно своим убеждениям. В отношении нардепа Андрея Журжия (сложившего депутатские полномочия летом) возможно, его поступок как раз приведет к переменам, в том числе, государственным. По поводу самороспуска киевской фракции: на протяжении 2 лет мы наблюдали за незаконными действиями отдельных ее членов. Но там было немало и прекрасных людей, которые через пару лет поймут, что попали в сети лжи. Наша политсила, проведя расследование и приняв непростое решение, передала его в НАБУ. То есть, публично выполнила свою прямую функцию (которую до сих пор исполняли журналисты) - впервые в политической истории Украины.

- Кого в парламенте и вне его стен видите в качестве политических партнеров вашей политсилы?

- В парламенте нам объединяться не с кем, а вне его стен есть несколько молодых политсил. Но для объединения с нами нужна смелость. Иногда это значит вызвать к себе уничтожающую агрессию. Такую, как мы ощутили в адрес 800-тысячного Львова, а я на собственном здоровье (Березюк объявлял бессрочную голодовку. – Ред.), когда Львов пытались завалить мусором. Но Львов будет чистым при любой власти, потому что город – это не политики, а, прежде всего, люди.

По материалам Аргументы и факты в Украине
Ctrl
Enter
Помітили помилку?
Виділіть текст і натисніть Ctrl+Enter

Коментарі

Мінімальна довжина коментаря - 50 знаків. Коментарі модеруються
Натисніть на зображення, щоб оновити код, якщо він нерозбірливий
Коментарів ще немає. Ви можете стати першим!